В мастерской художника
3 июля 2019г. в Скопинском краеведческом музее состоялось открытие выставки из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина.
Выставка посвящена особой теме в изобразительном искусстве – художнику и его окружению. Это сложный мир, наполненный напряженной работой, постоянными поисками и сомнениями, размышлениями о своем предназначении, общественной роли художника. Тема творчества приобрела особую актуальность в отечественном искусстве, начиная с 1970-х годов, став его характерной чертой на протяжении нескольких десятилетий.
На выставке представлены произведения художников двух поколений: тех, кто начинал свой творческий путь на рубеже 1950–1960-х годов, и тех, кто пришел в искусство десятилетием позже.
Начало деятельности мастеров старшего поколения совпало с периодом «хрущевской оттепели». Их мировоззрение нашло отражение в работах публицистических, отстаивающих активную гражданскую позицию. В портретах и автопортретах этого круга художников утверждается образ энергичной творческой личности, не просто принимающей активное участие в общественной жизни, но и сознающей все сложности и противоречия человеческого бытия. Особое значение в творчестве художников-«шестидесятников» приобрела тема преемственности поколений. Несмотря на то, что героями картин старших из мастеров становятся самые близкие люди – дети или внуки – их работы не утрачивают своего общественного звучания. Проблема сохранения в будущих поколениях главных нравственных ценностей, передачи мастерства рассматривается художниками далеко не только в узко профессиональных рамках.
Мир художников в 1970-е годы более замкнут, отгорожен от внешних событий. В произведениях мастеров этого периода преобладают лирические мотивы: обстановка мастерской с любимыми книгами и инструментами, круг коллег-друзей, облюбованные художниками уголки природы, вдохновлявшие несколько поколений пейзажистов. В портретах и автопортретах 1970-х годов появляется образ человека, погруженного в себя, допускающего в свой сложный внутренний мир только самых близких людей. Характерным становится тип парного портрета с женой, сыном или дочерью, а иногда, в более ироничном варианте, с кем-нибудь из великих предшественников. К типичным явлениям можно также причислить вариант автопортрета, где внешний облик автора уподоблен образу художника одной из ушедших эпох.
Особую группу работ составляют рисунки- наброски, выполненные «для себя». В них господствует настроение сосредоточенного созерцания, внимательного всматривания в привычную, но очень ценимую каждым художником обстановку мастерской. Редко экспонируемые, эти рисунки добавляют особую доверительную интонацию выставке.
Представленные в экспозиции работы в большинстве своем не обладают конкретным сюжетом, но каждая деталь несет в них большую смысловую нагрузку, напоминая нам о тех нравственных ориентирах и эстетических предпочтениях, которые составляют суть творчества художника.
Смотреть фотоотчёт https://vk.com/album-21133307_263198541