Выставка «Парки и усадьбы» из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина.
22 июля в Скопинском краеведческом музее состоялось открытие выставки «Парки и усадьбы» из фондов Рязанского государственного областного художественного музея им. И. П. Пожалостина.
Искусство создания садов получило распространение вместе с развитием земледелия. О «висячих садах Семирамиды» в Месопотамии упоминают древние авторы. Неслучайно «висячие сады» почитались в Древнем мире как одно из «Семи чудес света».
В 17-18 столетиях в Западной Европе получает распространение сначала тип французского регулярного парка с идеально упорядоченной планировкой и зелеными массивами, оформленными в виде геометрических фигур. Затем, в конце XVIII века, английский пейзажный парк. В его планировке искусно использовался естественный рельеф местности. Криволинейные дорожки, извилистая линия берегов водоемов дополняли впечатление нетронутого, но обжитого человеком чудесного уголка природы.
В России получили блестящее развитие оба типа парка. Но во второй половине 19 века, после отмены крепостного права, многие процветающие дворянские имения пришли в упадок.
В советскую эпоху тема дворянских усадеб была непопулярной, поскольку не вписывалась в отведенные искусству идеологические рамки. Это время безжалостного уничтожения дворянских усадеб или приспособления их под народнохозяйственные нужды. Так некоторые из усадеб начинают использовать в качестве санаториев и домов отдыха.
Не обойденными вниманием оказались те усадьбы, которые в советскую эпоху были связаны с именами вождей революции. Подтверждением тому являются графические листы Ш. Бронштейна и И. Масленниковой, выполненные в подмосковных Горках.
Страшный урон, нанесенный войной, заставил обратить внимание на ценность архитектурных памятников прошлого. В линогравюре И. Соколова из серии «Что разорил враг» (1944) изображен знаменитый архитектурный ансамбль «Петергоф» в своем довоенном виде, что вызывает особое чувство невосполнимой утраты.
На выставке представлены графические листы театральных художников В. Дубинина и Е. Борисова, созданные к постановкам пьес Тургенева, Чехова, оперы Чайковского.
В 1990-х годах в общественном сознании меняется отношение к историческому и культурному наследию, к дворянскому имению как средоточию материальной и духовной культуры 18-19 веков.
Одновременно с первыми попытками восстановления заброшенных и разрушенных усадеб в конце 20 столетия в искусство возвращается ностальгия по романтическим паркам, освещенным солнцем и утопающим в цветах верандам, уютным интерьерам 19 века. В эту атмосферу погружают работы И. Власова и В. Агеева.
Выставка из фондов Рязанского художественного музея не претендует на всеобъемлющее раскрытие темы парков и усадеб. Ее цель — еще раз дать почувствовать, что в любые эпохи, несмотря на исторические катаклизмы, тяга человека к прекрасному миру растений оставалась неистребимой. Одной из наиболее распространенных форм выражения восхищения его разнообразием и совершенством стало искусство садов и парков, талантливо претворенное в
российских дворянских поместьях.