Зал быта Скопина в XIX — начале XX вв.
Центральное место в экспозиции зала занимает реконструкция скопинской крестьянской избы ХIX — начала XX вв. В ее интерьере показаны подлинные вещи труда и быта, образцы одежды скопинских крестьян и горожан давно минувших времён: серп и коса, кадка и чугунок, глиняная посуда, корзины, ухват и деревянная лопата, рубель и утюги, ткацкий стан и подушка с коклюшками, прялка и веретено, балалайка и лапти, ступы и маслобойка, хомут и бубенцы, тележное колесо, рукомойник, деревянное корыто. В старые времена в сёлах Секирино, Чулково, Ермолово и многих других занимались ткачеством. Стан подарила музею Анна Евстигнеевна Маркина, уроженка села Березняги.
Втрое место после гончарства на Скопинской земле занимало кружевоплетение. В городе работало более двухсот кружевниц-надомниц. Как правило, купцы или посредники снабжали мастериц нитками, шёлком, бумагой, бисером и прочим товаром. Готовая продукция скупалась оптом, затем перепродавалась с огромным барышом.
История не донесла до нас имен мастериц, но точно известно, что скопинские кружева поставляли к императорскому Дому, экспортировали на продажу в страны Западной Европы, Англию, Ближний Восток – Турцию, Персию.
Только скопинские мастерицы работали в технике цветного гипюра (самые дорогостоящие виды – колуны и вьюны), парносцепной и многопарной.
К великому сожалению, в настоящее время скопинские секреты кружевниц находятся на грани исчезновения.
Малый церковный колокол конца XIX- начало XX веков
Отлит либо из чугуна, либо из бронзы (есть версия, что колокол отлит на Скопинском колокольном заводе купца Шамова). К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола. У нас в музее зазвонный колокол. Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связывают между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х. Связка состоит из 2-х, 3-х, 4-х колоколов. Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения.